Ludmilla — LEGO Самоделки — Мировые Мастера

Продолжаем наш экскурс в мир рельс и шпал. Мы давно хотели поведать вам историю одного очень особенного локомотива, которая для многих станет открытием, а для этого долго искали его достойное воплощение из LEGO. И вот это случилось.

Наверное многие знакомы с немецкими моделями железных дорог и, конечно же, с самыми распространенными в постсоветском пространстве, Piko. Если вы видели их в детстве, то помните коробку, где среди множества подвижного состава, красовался самый большой и желанный локомотив — темно красный BR Class 130. Немцы дали ему ласковое прозвище «Ludmilla».
Германия и Япония — две страны, которые долгое время применяли конструкцию дизельной тяги с гидропередачей, в то время как остальной мир считал ее ненадежной и с низким КПД, хотя немцы достигли надежности даже в этом. Но в  конце 60-х Deutsche Reichsbahn (железная дорога Восточной Германии) приняла решение перейти от дизельно-гидравлической тяги к дизельно-электрической.  В таком типе локомотивов дизельный двигатель генерирует электрический ток для электродвигателей, приводящих локомотив в движение. Принцип такой же, как у гибридного автомобиля.

ludmilla-br232-class130

Этот переход был осуществлен засчет целого семейства локомотивов DR130, внешне схожих, но отличающиеся техническими характеристиками. Они стали основой грузовой и пассажирской дизельной тяги Восточной Германии, а позже расширили свою географию на всю Объединенную ФРГ и используются Deutsche Bahn и другими частными немецкими компаниями по сей день.

Самое удивительное, что этот легендарный «немецкий» локомотив оказывается совсем не немецким. А был разработан и выпущен по заказу ГДР на Луганском Вагоностроительном Заводе. Впервые был представлен в 1970г под названием Сlass BR130. Первые локомотивы были переданы железной дороге Лейпциг Hbf-Юг, где и получили свое прозвище «Ludmilla». Так украинский локомотив (на то время УССР)  стал основной дизельной движущей силой Deutsche Reichsbahn.

Эмблемы Луганского Тепловозостроительного Завода и Железной дороги ГДР на борту BR130

BR130 (131,132) имели 16 литровый V-образный двигатель c турбонаддувом, выдающий тяговую мощность в 3000 л.с. и развивающий скорость 140 км/ч, а кузов был выполнен в габарите европейских железных дорог 02-T. Поэтому на просторах Украины и СССР увидеть его было практически невозможно. В СССР эксплуатировалось всего 33 единицы из 1200 машин семейства,  и те — на спецмаршрутах  Минцветмета. А заводское  украинское название локомотива TE-109 (Тепловоз с электрической передачей, 109 серия). Таких грузовых BR130 и более тяговой модификации BR131 построено по 80 шт.

Эти первые модификации использовались для грузовых перевозок. Но 1972, благодаря разработанной Харьковским заводом «Электротяжмаш» системе электрического отопления и обеспечения состава, модифицированный BR132 становится на магистральные пассажирские маршруты ГДР. Всего произведено 709 таких машин. А после падения Берлинской стены, его пунктами назначения стали Гамбург, Кассель, Нюрберг и Киль, а также обслуживали маршрут Берлин-Варшава. А грузовые версии переняли часть работы западногерманских локомотивов DB Class V 160,  благодаря своей более высокой мощности.

Пассажирский экспресс, ведомый локомотивом BR 132 на вокзале Dresden Hbf 1997г.

Еще одна модификации для грузовых перевозок, Class 142 (141) — стали самым мощным дизельным локомотивом Европы до 2006 года, с тяговым усилием 4000 л.с. Однако при увеличении электрификации железных дорог, необходимость в таких локомотивах сократилась.

Таким образом, неизвестный на родине ТЕ-109, но работающий на просторах ГДР, Чехии, Болгарии как BR130 (BR132, BR 142) украинский локомотив с немецкой пропиской,  тянул все, что было быстрым или тяжелым, экспрессы на не электрифицированных линиях и угольные или известковые поезда весом от 1800 до 2200 тонн. После объединения Германии в составе Deutsche Bahn локомотивы опять поменяли название и стали именоваться DB AG 230 (DB 232, DB 242). Также сменилось и их цветовое решение.

Эталонный образ тепловоза 70-80х годов символизировал каждой деталью свою мощность и настолько полюбился рядовыми немцами и любителями железных дорог, что встречается в коллекции каждого немецкого жд-моделиста. И несмотря на многие попытки создания этой модели из LEGO, долгое время не получалось достойного результата. Но Clemens Schneider построил потрясающую детализированную модель в 8-пиновом масштабе.

DR 232

С потрясающим вниманием к деталям реализованы как внешние элементы, тележка, так и внутриннее наполнение  — дизельное сердце локомотива и электрогенерирующее оборудование.

Также мы встретили еще пару интересных вариантов на просторах интернета, но авторство пока установить не удалось.

Много экземпляров находится в строю DB Cargo и многих частных жд компаний Европы. Отреставрированные экземпляры бережно хранятся в музеях и при депо немецких городов, учавствуют в жд шоу и любимы публикой. Однако очень досадно, что на родине, в музее УкрЗалізниці, пока нет ни одного экземпляра данной легендарной машины, которая прославила украинский локомотивостроительный потенциал на всю Европу. Будем надеятся, что и в Украине ТЕ-109 наконец обретет заслуженную славу и место в музее на Киевском ЖД вокзале.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *