Современные скоростные поезда TGV, ICE, Eurostar, известны многим, как пример революционных железных дорог, объеденивших всю Европу. Но не многие знают о их предшественниках, которые дали начало скоростным пассажирским перевозкам внутри Европы, ломающим границы государств и пределы скорости. Это оригинальные и потрясающие поезда сети TRANS EUROP EXPRESS, которые были запущены еще в 1957г.
Сеть TRANS EUROP EXPRESS (сокращенно TEE) была создана в 1957 году по замыслу тогдашнего президента-директора Голландской национальной железнодорожной компании (NS). Это была сеть совместной эксплуатации железными дорогами Западной Германии (DB), Франции (SNCF), Швейцарии (SBB-CFF-FFS), Италии (FS) и Нидерландов (NS). Позже сеть расширилась, включив Испанию (RENFE), Данию (DSB) и Австрию (ÖBB).
Идея заключалась в создании сети скоростных и комфортабельных транснациональных поездов, которые были бы привлекательны для бизнесменов и путешественников. Все поезда были только первоклассными. Где это было возможно, расписания поездов TEE были рассчитаны на то, чтобы деловые пассажиры могли совершить поездку в оба конца в течение одного дня, а также иметь время для деловой активности в пункте назначения.
Каждый поезд имел свое уникальное название, все они были экспрессами, останавливаясь только в крупных городах. Некоторые из именитых поездов уже существовали в течение нескольких лет до создания сети TEE и были просто заново обозначены как Транс-Европейские Экспрессы в 1957 году или позже. В период рассвета системы существовал 31 маршрут обслуживаемыe 39-ю именитыми поездами, наиболее известные из них — Edelweiss, Saphir, Le Capitole, Gottardo, L’Ile de France, Rheingold, Settebello и другие.
Изначально система представляла собой полностью дизельную сеть. Из-за множества различных видов электрических характеристик (напряжения и типы тока), используемых в разных странах, в то время было рационально использование поездов с дизельными тягачами или составов с несколькими дизельными поездами, что значительно ускоряло переход границы и соединение различных железнодорожных систем разных стран. Более того, многие пункты пересечения границы еще не были электрифицированы.
Западно-Немецкая Deutsche Reichsbahn специально разработала уникальный DR Class 601 (модель дизель-поезда VT 11.5), в то время как Швейцарские федеральные железные дороги (SBB) и голландский NS разработали уникальный RAm/DE. Другие страны также создали свои уникальные или оригинально брендированные экспрессы.
К сожалению, с конца 1970-х годов постепенно все больше транс-европейских экспрессов заменялось другими поездами, предоставляющими аналогичные услуги, но также перевозящими и 2-й класс. А деловые путешественники все больше и больше пользовались авиаперелетами. В 1979 году DB полностью реструктурировала сеть с появлением новых национальных сервисов InterCity, что привело к постепенному сокращению числа сервисов TEE. А финальным аккордом стало внедрение TGV во Франции в 1981 году и ее последующее расширение наряду с расширением высокоскоростных железнодорожных линий в других европейских странах, что ознаменовало закат TEE.
Эти уникальные составы и стремительные прекрасные локомотивы поражают спустя десятки лет и пропитаны романтикой железнодорожных путешествий. Тем более, они были лучшими составами того времени.
А сегодня мы рассмотрим немецкие поезда сети TEE — Saphir и Rheingold.
Holger Matthes построил впечатляющую модель TEE Saphir. Это состав с дизель-поездом VT 11.5, который был основан на довоенном DRG класса СВТ 137. Каждый состав имел два двигательных вагона-локомотива в голове и хвосте поезда. Каждый из них имел 809 кВт дизель от MTU с гидравлической передачей от Voith или Maybach . Максимальная скорость составляла 140 км / ч (87 миль / ч), а затем 160 км/ч (99 миль/ч). Все вагоны были оснащены кондиционерами.
Для того чтобы запустить десяти-модульные поезда с максимальной скоростью 160 км/ч, четыре VT 11.5 были восстановлены в 1970 году и получили 2200 л.с. с газовой турбиной вместо первоначальных 1100 л.с.
Модель выполнена шириной в 7-пинов, электрифицирована и имеет освещение передних и задних огней, а также салона.
Второй немецкий TEE Экспресс, известный под именем Rheingold, вконце своей истории комплектовался электро-локомотивами DB Class 103. А родом этот эспресс с 1928 года, когда ездил еще на паровозной тяге. Именно такой поезд TEE BR 103 построил из LEGO итальянец Стефано Масетти.
В строй BR103 cтал в конце 60-х, с отличными рекордными эксплуатационными и техническими характеристиками, дизайном, разработанным на основе аэродинамических исследований для самолетов и футуристической ливрее (схема раскраски транспорта) по стандарту того времени. Он стал примером искусства железнодорожной механики в течение многих лет.
Эта машина родилась из-за необходимости обновлять парк электровозов DB после второго поколения, чтобы позволить буксировать тяжелые поезда со скоростями свыше 150-200 км/ч, где это позволяла линия. С мощностью более 7700 кВт, BR 103 по-прежнему является одним из самых мощных электровозов в мире. В отличии от Saphir, этот локомотив разрабатывался как серийный, а использовался в TEE Rheingold c 1972г. В именитом экспрессе имелся эксклюзивный купольный вагон с панорамной крышей. Это был последний поезд системы TEE в Германии. А локомотивы BR103 позже получили широкое применение в немецкой системе Intercity.
Также интересную вариацию BR103 сделал Simon Jakobi.Обе модели прекрасно передали округлости оригинальной формы кабины и стали прототипами для многих МОК-вариаций данного локомотива.