В предыдущей части мы вспоминали, какими были 80-е года для железной дороги LEGO.
Каждый год, с 1980 по 1986, расширялся ассортимент наборов поездов системы 12V, но в 1987 году начинается период тишины. Продажи текущих наборов растут, но новые не выпускают следующие пять лет.
В 1991 году, на фоне финансового успеха, но после длительной паузы, начинается обновление линейки наборов железной дороги. Меняется концепция и поезда переходят на питание 9V. Старые разборные пути полностью замещаются новыми: шпалы и рельсы становятся цельнолитыми, а дополнительные контактные направляющие по центру колеи полностью исчезают. Теперь сами рельсы являются токоведущими, а питание снимается стальными колесами новой моторизированной тележки. Пути поменяли свой цвет на темно-серый и стали выглядеть максимально реалистично.
Выходит самый легендарный набор ЖД серии — Metroliner 4558. Это был настолько популярный и желанный набор, что был после снятия с производства был перевыпущен в 2001 году и стал первым возвращенным в производство набором Lego.
Кроме узнаваемых форм и прекрасного цветового решения, этот поезд указывал и новый вектор деятельности компании: охват мировых рынков и самый основной из них — США. Началась активная рекламная компания на американском телевидинье и продукт больше не мог быть узколокализированным для Европы. Именно поэтому со всех поездов исчезли логотипы немецких железных дорог (DB) и закрасовался новый, выдуманный логотип железных дорог LEGO. Он получился настолько выразительным и так четко отображал образ железной дороги, что превзошел по популярности логотипы всех настоящих железных дорог мира!
Городской пассажирский поезд 4558 сразу же вызвал у американских покупателей ассоциации с их реальными поездами AMTrack по цветовому исполнению, а европейские покупатели увидели схожесть со своими скоростными поездами по формам и чертам.
Компания ушла от моделей реальных прототипов и начала создавать свои собирательные образы поездов и другого транспорта. Поэтому модели приобрели свой необычный шарм, эффектность и неповторимость. Вместе с метролайнером представили грузовой поезд 4563. Образ маневренного дизельного локомотива угадывался, но найти аналог однозначно нельзя. Этот необычный поезд полюбился многим и до сих пор имеет армию поклонников.
В 1994 году ему на смену пришел не менее интересный дизельный грузовой поезд 4564, который продавался наряду с тем же легендарным метролайнером. Эти наборы стали родоначальниками доброй традиции, когда в начале нового производственного периода выпускается набор пассажирского и грузового поезда, а через год добавляется второй грузовой поезд. Именно поэтому можно с уверенностью ожидать в 2019 году выпуск еще одного нового грузового поезда.
Конечно же нельзя не вспомнить, что в єти же годы появился и новый ЖД вокзал 4554, в котором каждый узнает абстрактный, но каждому известный центральный вокзал своего города. Позже появился канонический набор грузового терминала 4555.
Наборы данного периода являются образцом лаконичности, образности и гармоничного цветового решения. Поэтому хотелось бы вспомнить интереснейшие наборы — локомотив 4551, который символизирует электровозы типа “крокодил”, контейнерный вагон 4549, вагон-цистерну выдуманной компании Octan 4537 (которая заменила используемый ранее бренд Shell) и двухэтажный вагон для метролайнера 4547. Последний настолько полюбился фанам, что ко всем последующим пассажирским поездам многие пытаются построить двухэтажный вагон по его мотивам.
В 1995 году выходит нестандартный набор ремонтного состава 4552, но без локомотива. Несмотря на это, он полон интересных решений и становится настолько культовым, что LEGO переиздает его обновленные версии несколько раз, в том числе в новинке этого года, наборе 60198.
В 1996 году приходит черед нового обновления наборов поездов, но особых изменений не происходит. Получив ошеломительный успех от продажи наборов начала 90-х, LEGO начинает поиск новых решений. Однако единственным новшеством, как нам кажется, является сама попытка поиска нестандартных решений. Оба набора 1996 года сильно удаляются от реализма. Основной идеей наборов становится модульность составов и игровая составляющая. А пассажирский вокзал и вовсе не претерпевает изменений за исключением цвета.
Спад продаж конструктора в эти годы, вызванный бумом игровых приставок и компьютерных игр, заставляет компанию продолжать поиски и идти на смелые эксперименты. Так появляется попытка использовать удачное решение наборов 80-х — классического паровоза в наборе 3225.
А в 1999 появляется и вовсе футуристический пассажирский поезд 4560, который откровенно игнорируется многими фанами темы. Грузовой поезд и вовсе не составил пару пассажирскому. Хотя была выпущена новая упрощенная грузовая станция, грузовой состав по каким-то причинам в серию не пошел. Наборы потеряли свою системность. У компании начинаются тяжелые времена и финансовые проблемы.
В 2001 году, в поисках спасательного круга, переиздается зарекомендовавший себя метролайнер 4558. Полноценные наборы больше не выходят, а упор делается на маленькие наборчики отдельных вагонов и простых паровозов без рельс и пультов управления — MY OWN TRAIN. Паровозы даже выпускаются наборами без тележек и в разных цветовых комбинациях.
О том как серия развивалась в после кризиса 2000-х читайте в 4 части нашей ретроспективы.
Все части Ретроспективы LEGO Сity Trains: