В прошлой части мы рассмотрели эпоху 90-х годов, которая окончилась экономическим спадом 1998-го года. В LEGO ввели новое управление поездами, которое пыталось приспособить компанию к изменению интересов пользователей в новой цифровой эре. Поиск инновационных направлений и продуктов отодвинул классическую железнодорожную тематику на задний план, поэтому наборы конца 90-х были провальными и не разнообразными. Поиски новых путей привели к появлению наборов My Own Train, серии с отдельными вагонами различного назначения, некоторые из которых оказались очень интересными.
В начале 2000-х для спасения компании был нанят антикризисный менеджер Пауль Плаугманн, который сделал основной упор на “инновационный” путь. Проведя рекордные сокращения руководителей и дизайнеров, которые, по его мнению, “отстали от жизни”, он нанимал молодых, креативных сотрудников. Вторым шагом было привлечение экспертов извне. В рамках этой стратегии, к созданию новых наборов были привлечены фанаты (AFOL-ы), в содействии с которыми в 2001 году был выпущен прекрасный лимитированный набор 10020 Santa Fe Super Chief и вагоны к нему. Автором данного локомотива стал один из первых AFOLов, нанятых для создания серийных наборов, James Mathis. И его творчество заслуживает отдельного поста в нашем журнале и мы обязательно вернемся к нему.
В качестве модели был выбран легендарный дизельный локомотив EMC E1 (General Electric) в цвете железных дорог Santa Fe. Название Super Chief связано с тем, что это был пассажирский состав высшего класса, часто перевозивший знаменитостей между Чикаго и Лос Анджелесом. За это он получил свое прозвище “Поезд Звезд”.
В 2005 году по этой же программе выходит еще один проект “короля железных дорог”, Джеймса Матиса, лимитированный набор 10133 Burlington Northern Santa Fe (BNSF). В дополнении к этому дизельному локомотиву GP 38 можно было купить и два интереснейших контейнерных вагона из набора 10170.
Эти узкотаргетированные наборы, в какой-то мере, стали прообразами формата будущей серии Creator Expert Train. На данный момент они приобрели коллекционную ценность и являются предметом желания многих.
В 2003 году исчезает категория Lego System, содержащая различные тематические направления. Теперь все наборы, связанные с городом, объединяются в отдельную линейку World City, а поезда становятся ее частью. Наборы поездов 2003 года — 4511 High Speed Train и 4512 Cargo Train — все еще использовали старую cистему питания 9V. Прототипом пассажирского поезда становится японский поезд-пуля (Синкансен), а грузовой — вариация на тему набора 4564 из 1994 года.
Эти непримечательные наборы имели рекордно провальные продажи и не сыскали любви со стороны фанатов. Но неограниченная свобода бюджетов и действий дизайнеров дали плоды в виде одних из самых интересных инфраструктурных наборов для железнодорожной серии — 10027 Локомотивное Депо и 10128 Железнодорожный Перекресток.
Еще одна стратегия начала 2000-х — использование лицензированных тем, в частности Harry Potter, — стала причиной появления незамысловатого набора поезда 4758 Hogwarts Express. Модель была проста, как локомотивы 80-х, не имела электрики, но зато отличалась игровой составляющей. Как покажет история, этот локомотив еще вернется на производственную линию. И не один раз.
Таким образом, большая ставка LEGO на “инновации” для выхода из кризиса 1998-го года подарили поклонниками ряд интересных нишевых наборов железнодорожной тематики. Однако в 2003-м отсутствие оценки расходов и прибыли таких рисковых инноваций показало, что производство ряда продуктов были убыточны, а компания LEGO стоит на грани банкротства.
С 2004-го года компания начинает жесткий контроль дизайнеров, ставя в первую очередь рентабельность. World City переименовывается в более благозвучное СITY. И уже в 2006-м году выходит новое обновление железных дорог с использованием системы Power Function первого поколения.
О них мы расскажем в следующей части нашей ретроспективы.
Все части Ретроспективы LEGO Сity Trains: